Илон Маск сумел сделать свою компанию Tesla широко используемой маркой электромобилей, однако это еще не привело к глобальному доминированию. Давайте посмотрим на ситуацию в целом.
BMW только что выпустила отчет, основанный на регистрациях новых транспортных средств с февраля 2018 по февраль 2019. BMW занимает 16% доли рынка в Европе, а Tesla заняла 5-ое место, разделив его с Volvo.
Например, в Германии доля BMW составляет 20%, а Tesla 3%, ну не сильно удивительно, если честно. И вот ещё удивительный парадокс: Германия является крупнейшим поставщиком автомобилей по Европе, хотя в своём регионе не является лидером по продаже электромобилей.
Больше всего электромобилей в Европе в Норвегия, и здесь еще одна интересная тенденция. BMW владеет почти 77% этого рынка, в то время как Tesla в последнее время теряет позиции в этой стране. Норвегия взяла шествие по запрету автомобилей на бензине в ближайшем будущем. Электромобиль составлял почти половину от общего объема продаж в прошлом году. Молодцы!
Другие автопроизводители также бьют Tesla по европейским продажам электромобилей. Это, конечно, может быть связано со слабым присутствием Tesla на розничных рынках Европы. Но будем откровенны, с выходом Tesla Model 3 на европейский рынок компания ожидала увидеть лучшие результаты.
Tesla не открывала розничные магазины в Италии, в Испании за пределами Мадрида и Барселоны, в большей части Германии за пределами крупнейших городов и в странах Восточной Европы. Во Франции есть только два магазина Tesla.
Заглянем в Азию. Китай станет основным рынком для продаж в ближайшие годы, это естественно, ведь Tesla начнет производство авто на заводе в Шанхае уже в мае. Не будем забывать, что Tesla будет одной из нескольких иностранных компаний, которые допущены в зону свободной торговли Китая. Это меняет давнюю традицию, согласно которой производители должны создавать совместные предприятия с китайскими партнерами.
Но BMW также находится в отличном положении в Поднебесной. В прошлом году правительство дало BMW зеленый свет, чтобы выйти за пределы своего совместного предприятия в Китае и увеличить долю в Brilliance China Automotive Holdings до 75% с 50%. Сделка будет закрыта в 2022 году, когда правительство отменит ряд ограничений по владению собственности иностранными компаниями.
Китай является ведущим мировым рынком для продаж автомобилей, и BMW не хочет упустить рост продаж на рынке электромобилей и элитных авто. BMW, Tesla и другие производители автомобилей внимательно следят за торговой войной между США и Китаем, оно и понятно. Перенос большего объема производства в Китай может помочь BMW увеличить прибыль. В настоящее время высокие импортные тарифы наносят ущерб иностранным компаниям, осуществляющим поставки в Китай.
В прошлом году на BMW приходилось 6,6% мировых продаж электромобилей. BMW также демонстрирует рост в США, где почти 10% ее продаж составляют её электромобили.
Но спору нет, Тесла по-прежнему занимает львиную долю на рынке США. Общий объем продаж электромобилей за прошлый год составил 361 307, что на 81% больше, чем в 2017 году. Из общего количества 139 782 была Model 3.
А вот другие компании, лидирующие на мировом рынке электромобилей: Roewe, Nissan, 3 китайских производителя: Chery, JAC и Jianling EV, а также Volkswagen и Hyundai. Nissan переживает бурные потрясения после ареста в Японии своего генерального директора Карлоса Госна и отделения от Renault, что, как ожидается, повлияет на продажи. Nissan уволил Госна, которому приписывают спасение компании много лет назад и защиту ее популярного Nissan Leaf, за обвинения в финансовых шалостях.
Взгляните сюда. Автопроизводители будут инвестировать 60 млрд. евро в ближайшие 3 года в сегмент электромобилей, сообщила немецкая торговая группа VDA в начале этого месяца в преддверии Женевского автосалона в 2019 году. По словам президента VDA Бернхарда Мэттеса, количество моделей EV за это время утроится, примерно до 100 различных транспортных средств. Многие из них будут иметь автономные функции.
И надо учесть ещё один нюанс. Более строгие нормы выбросов в Европейском Союзе вступят в силу в 2030 году, что заставляет немецких производителей взять на себя амбициозные производственные обязательства в течение следующего десятилетия.
VDA также призвало к расширению инфраструктуры для зарядки электроавто и увеличению мотивации для покупки электромобилей. Установка большего количества публичных зарядных устройств (особенно быстрых) и снижение предполагаемой покупной цены и стоимости обслуживания были основными препятствиями для массового выхода на мировые рынки.