Отвечу здесь. Lock up-период — отрезок времени, в течение которого инвестор, получивший акции во время IPO, не может продать бумаги на рынок. Главное, что надо понять, - это не прихоть конкретного брокера — запрещать продавать. Дело в том, что андеррайтеры в ходе каждого конкретного IPO при раздаче акций, назовём это так, фондам и инвесторам принимают решение конкретно по каждому, кому устанавливать lock up, а кому продать и без него.
Здесь главный критерий, конечно, способность того или иного фонда влиять на рынок. Поясню, когда акция только начинает торговаться в первый период, рынок спроса и предложения на бумагу, по сути, ещё не сформировался.
Чтобы избежать спекуляций и движений в ту или иную сторону, определённо больше вниз, для инвесторов, которые получают "хороший кусок пирога", а, по сути, имеют достойную аллокацию на размещение, андеррайтеры устанавливают этот самый Lock up-период.
Причём заметим, что он действует и для топ-менеджеров компании и для основных акционеров, и для инсайдеров. Понятно, что никто не заинтересован в сильной волатильности акции в первые недели — месяц торгов.
По опыту предыдущих IPO, компания, где непосредственно работаю, давала инвесторам возможность захеджировать позиции по бумагам уже через несколько дней с помощью шорта и/или форварда (стоимость которого ~10%). Поэтому нетерпеливые инвесторы, которые рассматривают такой вид инвестирования исключительно как краткосрочный вход в бумагу, имели возможность зафиксировать значительную (более 20-30%, а иногда и все 100%) прибыль.
Теперь отмечу, что участие в IPO сопряжено с определённым риском, это все должны понимать. Однако любое инвестирование на фондовом рынке имеет свою меру риска, в той или иной степени.
В декабре, например, разместилась отличная китайская компания Tencent music (TME). В условиях, когда весь фондовый рынок падал на 3-4% в день, а акции крупнейших американских титанов — FAANG, некогда казавшиеся непоколебимыми, обвалились на 20-35%, бумаги TME смотрелись очень достойно. И в итоге к концу lock up-периода выросли почти на 40%!
Поэтому друзья, не всё так однозначно и категорично в мире финансов, а главное, старайтесь вникнуть в суть вопроса: почему одна компания имеет lock up, а другая нет? Ответ прост — всё дело в аллокации, т.е. в том самом проценте акций, который вы получите подавая заявку.
Ведь не секрет, что редко, когда случается так, что инвестор, подавший заявку, например, на $100 000 получит акций на весь объём, особенно в условиях такого повышенного спроса, который мы наблюдаем сейчас в Америке! Имейте это в виду.
Например, мои клиенты, участвовавшие в последнем размещении компании Lyft, получили всего от 36% до 45% от заявленного объёма, т.к. переподписка (т.е. объём поданных на покупку акций превысил объём размещаемых бумаг) по IPO LYFT, по некоторым данным, была более чем в 20 раз. Знаю, что есть инвестиционные компании, которые позволили инвесторам подать заявки на участие в этом IPO без lock up-периода, но в итоге они получили не более 10% от поданного объёма. Делайте выводы.
И ещё, говорить можно что угодно, но цифры не обманешь, а сейчас статистика по участию в IPO тех компаний, где мы участвовали, такова: с 2012 года, к концу Lock up-периода 70-80% акций вырастали на 30% и более! Согласитесь, отличная доходность. Кому интересно, могу эти цифры предоставить в таблице. Не забывайте, впереди нас ждут очень интересные размещения: Zoom, Uber, Pinterest, Palantir. Удачи, друзья, и грамотных, а главное доходных вам инвестиций!